Паррасий был большим авторитетом среди своих коллег. Он считался не только отменным художником, но и хорошим ученым. Он разработал и внес в программу обучения канон человеческих пропорций. Также он написал учебный трактат по рисунку одними линиями.
Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 1
Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 2
Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 4
При обучении рисованию Паррасий старался обратить внимание учеников на особенные свойства линии, использовав её как основное средство изображения формы на плоскости. Вот как трактовал это известный историк Плиний: «…ведь рисовать тела и их поверхности сложно, но многие в этом достигли больших успехов, зато рисовать одни только очертания тел и ограничивать пределы оканчивающегося рисунка редко кому удается. Ведь контур должен состоять только из своей линии и так обрываться, чтобы намекать на то, что за ним находится, и указывать на то, что скрыто».
Эта теория основ обучения рисунку вошла в основу последующих школ преподавания рисунка в Древней Греции. Ей должны были следовать и учителя, и начинающие рисовальщики, выстраивая последовательность создания рисунка. Т. е. сначала был карандаш, а потом краски. Об этом также упоминает тот же Плиний: «В его картинах (Паррасия, прим. ред.) и бумагах видны многие следы грифеля, которые, как говорят, очень полезны художникам».
Нам известно, что при рисовании в Древней Греции соблюдались четкость и ясность изображаемого предмета. Линия в рисунке теперь имела главную роль. Ей намечали пропорции, четко, без лишних штрихов и дерганий.
Греческие художники превосходно владели техникой рисования, а еще они были знатоками человеческой анатомии, о чем свидетельстуют скульптуры, вазовая живопись и др.
Но линией греки ограничены не были. Они также могли мастерски передавать объем и фактуру при помощи светотени. Можно привести пример выдержки из описания работ Филострата-старшего. Он описывает картинку “Пиндар”, где упоминает, что пчелы нарисованы с такой документальной точностью, что вызывает уважение. А в другой картинке Филострат восхищается детализацией паука, его раскраской, лапками, мохнатостью.
Из всего можно сделать вывод, что древнегреческие мастера стремились к реализму, иногда доходя до иллюзорности, как тот же виноград Зевксиса, пчелы и паук, описанные Филостратом. Для овладения таким мастерством нужна была хорошая школа рисунка.
Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 1
7 комментариев “Обучение рисунку в Древней Греции. Часть 3”
Спасибо, Сергей, что уделяете время и таким статьям. С одной стороны — это не очень интересно широкой публике. А с другой — бывает ищешь что-то, что интересно только тебе + ещё паре человек, кажется безнадёжно… И как радуешься, если находишь!
А я пишу о том, что мне интересно:) Пока читал материал много интересного узнал.
Отлично! Будем надеяться — красота спасет мир:)
Спасибо) думаю всем художникам, искуствоведам и просто увлекающимся искуством это очень интересно)
Вам это интересно?:)
Я не скажу сейчас конкретно об этой статье Сергея. Но вот когда я сама пишу на подобные темы что-нибудь, я рассуждаю следующим образом: художники и искусствоведы знают это и без меня, знают побольше меня. Поэтому мой материал никак на них не рассчитан. Я пытаюсь продвигать идею "Об истории искусств популярно", т. е. я точно знаю, что многие такие вещи не известны обычным неспециалистам (каковым являюсь и я). И мне хочется заинтересовать именно эту аудиторию. Это удается не всегда.
Сергей, я вам тут целую дискуссию устроила:))
Удивление лишь начало пути от дилетантства к науке. Ищущих не так уж мало.