Последняя часть статей про методы обучения рисунку в Древнем Египте. Первые две части можно посмотреть по ссылкам ниже.
Обучение рисунку в Древнем Египте. 1 часть
Обучение рисунку в Древнем Египте. 2 часть
Рисование мебели.
Рисование мебели в Древнем Египте сводилось к изображению в профиль. Вместо четырех ножек изображали только две. Строения, такие как храмы, дома и пирамиды нарисованы только с одной стороны.
Многоплановость.
А если художнику нужно было нарисовать многоплановый рисунок, то он помещал одни фигуры выше других. Фигуры, которые были в самом низу являлись первым планом. Иногда эти ряды разделялись прямыми линиями.
Если фигуры, такие как лучники, стояли рядом, то художники изображали первого лучника полностью, а около него пририсовывали контур следующего лучника, а потом следующего и т. д. Так изображались всякие военные парады и многолюдные сцены. Контур у всех фигур был черный, кроме случаев, когда нужно было отделить белую область от белой или желтой, тогда контур был красный.
Материалы для рисования.
В инструментах для рисования нет ничего необычного. Это уголь, кисть и металлический штифт. Поверхностью для рисунка служили камень, стена, сырая штукатурка и глиняные доски, на которых работали ученики.
Методика рисования на глиняной доске.
На небольшую ровную поверхность не до конца высохшей глины юный художник палочкой наносил линейный рисунок. Если рисунок не получался, то поверхность снова выравнивалась и снова можно было рисовать. Если нужно было просто внести изменения, то нужный участок разглаживался пальцами (это ведь глина). Удобный метод рисования и не очень дорогой. Качество рисунка определялось по контурным линиям: чем они тоньше и плавнее, тем лучше рисунок.
При рисовании человека глиняную досочку расчерчивали на ровные квадраты, которые помогали ученику правильно нарисовать человека, соблюдая пропорции. В законченном рисунке ученик пальцами стирал эти клетки.
Методика рисования на стене.
Когда художнику нужно было изобразить рисунок на стене, он сначала рисовал контуры кистью или углём, затем процарапывал острой металлической палочкой абрис и заливал получившиеся углубления краской.
Правила обучения учеников.
Метод и система обучения учеников была едина во всех заведениях и у всех преподавателей. Каноны предписывали строгое соблюдение правил обучения. Большое внимание уделялось технике рисования. Преподавателю нужно было научить учеников технике свободного движения руки. Ученик должен был легко рисовать плавные линии на поверхности доски. Так же ученик должен иметь твердую руку, чтобы хорошо выцарапывать контуры рисунков на стене и камне.
Система обучения была очень жестокой: за любое отступление от канонов ученик был строго наказан, даже избиением палками. Историки нашли папирусы, где сказано, что некоторые ученики ходили в колодках по 3 месяца или были связаны в темнице храма.
Выбор профессии художника.
Ну, тут никакого выбора не было. В Древнем Египте профессии передавались от отца к сыну, от сына своему сыну. Свободы мало, но в этом были и свои плюсы. Отец мог дома обучать своего ребёнка.
Родитель брал своего сына на строительство какого-нибудь храма или дворца. При таком строительстве были школы, в которых и осваивали профессию юные художники. Учебными пособиями в таких школах служили методические таблицы (или образцовые рисунки), которые учитель рисовал сам или просил старших учеников. На рисунке ниже показаны такие таблицы. Они разбиты на квадратики, в которых вертикальные и горизонтальные линии членят рисунок по определённым местам. О существовании учебных таблиц свидетельствуют сохранившиеся скульптурные барельефы.
Убедительным примером служит также доска, хранящаяся в московском Музее изобразительных искусств имени A. С. Пушкина.
Подведём итоги. В Древнем Египте укрепилась школа обучения со своими канонами и соблюдением правил. Обучение у всех художников было одинаковое. Обучение строилось не на изучении натуры, а на заучивании выработанных правил и канонов рисования. В этом случае художник не мог изображать мир таким, каким его видел. В этом заключается определенная историческая ограниченность древнеегипетской методики обучения изобразительному искусству.
Обучение рисунку в Древнем Египте. 1 часть
Обучение рисунку в Древнем Египте. 2 часть
По материалам Н. Н. Ростовцева.
5 комментариев “Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 3”
Сергей, прочитала все ваши три части — очень познавательно и действительно занятно!)).
И хочу опять же добавить: не смотря на всю схематичность и ограниченность египетской живописи (благодаря неукоснительному соблюдению канонов) всё же именно египтяне придумали жанр портрета. Ведь они как одержимые соблюдали заупокойный культ и индивидуальное сходство умершего с его посмертным изображением было необходимо для последующей потусторонней "идентификации")))
Да, потусторонняя идентификация дело нужное и сложное:))) Паспорта ведь с собой нет, вдруг там не признают:)))))
Есть очень интересный фильм про Эхнатона. Там показывали фрески заброшенного дворца. Где все живое кроме человека (птицы, рыбы, растения) изображены высококласно реалистично… все кроме людей)
Спасибо, вот бы еще название фильма:)
Многоплановость в изображении однозначно соотносима с многоплановостью в восприятии и миропонимании — убедилась в этом ещё раз, перечитав и пересмотрев материалы об изображении богов, царей-фараонов и простых "граждан". Выводы: каноническое, строго соразмерное, отражающее иерархию в египетском обществе характерно для "официального" искусства, а вот сцены бытовые более произвольны и в самом деле изображают людей и животных очень реалистично, не замыкая их в жёсткие рамки идеологии. Чем дальше от официоза, тем ближе к естеству! Но ведь это правило никто не менял и для Древней Греции, Индии, Китая, средневековой Европы, да и нашего времени — портреты правителей и власть предержащих всегда "несколько каноничны", а простой люд и изображён более раскованно…
С уважением, Валентина.