Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 2 6


древний Египет, рисунок, методы обучения рисунку

В прошлой статье мы узнали, по какому принципу древние египтяне рисовали фигуры человека с применением своих канонов рисования. В этой мы узнаем пропорции фигуры человека в отношении других людей и предметов, а также о своеобразной перспективе, которая тоже подчинялась египетским канонам рисования.

Обучения рисунку в Древнем Египте. Часть 1

Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 3

Пропорции

При рисовании фигуры человека не учитывались особенности детей и подростков. Если, например, рисовальщик изображал ребёнка рядом со взрослым человеком, то он пользовался одним и тем же каноном, за исключением того, что ребёнка он изображал меньшего размера.

В изобразительном искусстве Древнего Египта разница в размере определялась различием их социального положения, а не их реальными пропорциями. Фигура высокопоставленного чиновника или фараона была значительно крупнее любого обычного человека, раба. Искусство в те времена строилось с учётом классовости.

древний Египет, рисунок, методы обучения рисунку

Знатный египтянин на охоте. Рисунок с древнеегипетской стопной росписи.

Разница в пропорциях с неодушевлёнными предметами не принималась в расчёт. Изображая дом, человек мог быть нарисован выше этого самого дома, дверь могла быть изображена огромной. То же самое с деревьями и животными.

Разница в пропорциях с неодушевлёнными предметами не принималась в расчёт. Изображая дом, человек мог быть нарисован выше этого самого дома, дверь могла быть изображена огромной. То же самое с деревьями и животными.

Ссыпка зерна в зернохранилище и Ученые обезьяны собирают плоды.

В задачу художника не входило изображать жизнь так, как мы это делаем сейчас. Росписи фараоновых гробниц были не рисунками, а больше дневником, книгой, рассказывающей о жизни фараона, его деятельности, окружении, событиях в стране и т. п. Поскольку египтяне не могли рассказать всё с помощью рисунков, они добавляли в эти росписи иероглифы, которые помогали понять суть.

древний Египет, рисунок, методы обучения рисунку

Экспедиция царицы Хатшепсут.

Простота изображения

Задачей художника было сохранить единство образов и не допускать иллюзорности. Все рисунки имели линейный характер и раскрашивались как раскраска, без сложных замесов цвета.

Изображения художников были лишены трёхмерности, перспективы и светотени. Художники должны были знать законы фронтального разворота, чтобы сохранить плоскость стены. Например голова и ноги изображались в профиль, а тело, глаз и плечи в фас. Начало этой традиции прослеживается до 4 000 лет до н.э. Она соблюдалась несколько тысячелетий. Каноны также запрещали какие-либо изменения в выборе формы и материалов.

древний Египет, рисунок, методы обучения рисунку

Незаконченный древнеегипетский рисунок фигуры человека.

Перспектива

Как и во всем, у древних египтян были каноны и в перспективе. Они не учитывали того, что если, например, дерево находится дальше по отношению к другому дереву, то оно должно быть меньше. Художники рисовали их все одинаковой величины.

На рисунке ниже все деревья одинаковой величины, сам же бассейн нарисован как вид сверху и приподнят над плоскостью земли. А на следующем рисунке все деревья лежат на земле. Это довольно занятно.

древний Египет, рисунок, методы обучения рисунку

Бассейн с пальмами. Рисунок с древнеегипетской стенной росписи.

древний Египет, рисунок, методы обучения рисунку

Водоем.

Обучения рисунку в Древнем Египте. Часть 1

Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 3

По материалам Н. Н. Ростовцева.


Понравилось? Поделитесь в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

6 мыслей про “Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 2

  • Мария Анашина

    Никогда не задумывалась, действительно — в египетском рисунке рост человека зависит от его положения.
    А с чем связана такая странная на наш взгляд идея рисовать человека одновременно в профиль и анфас?

    • Onegai От автора

      Может быть они верили, что правильным будет рисовать именно плоские фигуры потому, что на них видно форму той или иной части тела. Вот если ногу развернуть в фас, то ступню уже не очень хорошо видно, я в своё время долго мучился с этим делом. Так же если развернуть торс в профиль, то тоже будет не очень хорошо видно и понятно. Тем более — это всё же ремесло, возможно слово художник в Древнем Египте отличалось от нынешнего понимания. Там это больше ремесло было и можно предположить, что сложные фигуры многие не умели рисовать? Хотя я могу ошибаться. Но если взять каноны за исходную, то такие фигуры человека нарисует любой, имхо.

  • Валентина

    Круто! Но именно так рисуют дети — они так видят, воспринимают и отображают мир.
    И ещё, последовательная реабилитация больных, например после травмы головного мозга, демонстрирует эти стадии в восстановлении адекватного мировосприятия — а рисуночные тесты помогают сделать «срез» динамики восстановления целостной картины мира больным. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, кто интересуется психологией искусства.

  • Валентина

    А вот, ещё: говорите о канонах, всё верно, но в каких случаях египтяне сознательно отходят от канонов в изображении и почему?
    Это не просто идеология, это в целом миропонимание и мировоззрение!
    Почитайте других авторов, в частности Матье М. Э. Избранные труды по мифологии и идеологии древнего Египта.,
    М.: Восточная литература РАН, 1996
    Благодарю за внимание.