Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 1 13


древний Египет, рисунок, методы обучения рисунку

Методы обучения изобразительному искусству в разные времена и в разных странах представляют интерес для исследователей и художников разного времени, от современников Древнего Египта до нас.

Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 2

Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 3

Каноны

Памятники египетской эпохи дают нам множество интересного материала для представления методов обучения рисованию в Древнем Египте. Это росписи дворцов, стен, храмов, рисунки на папирусах и других разных предметах.

В Древнем Египте в изобразительном искусстве были приняты каноны для рисования человеческих фигур, священных животных, цветков лотоса и других объектов. Конечно, они не давали возможности художнику изображать мир таким, какой он был на самом деле, с натуры. Он должен был изображать мир, следуя установленным правилам. Художники по большей части заучивали правила вместо изучения натуры. Поэтому обучались художники в основном навыку, а не творчеству.

Изображение человека

Путём математического изучения фигуры человека египтяне разработали специальный канон, который позволял с точностью рисовать людей. Это была система пропорционального членения фигуры, которая позволяла по части определить целое и по одной части тела определить размер другой. Довольно разумно. Так египтяне разделили человеческое тело на 21 часть.
В Египте исследователи нашли рисунок фигуры человека, поделенной ровно на 21 часть. Эта фигура была разделена параллельными прямыми линиями, а единицей измерения был средний палец руки, вытянутой вдоль бедра. Но фактически фигура разделена на 19 равных частей, а 2 части включают в себя традиционный головной убор. Исследователь Ш. Блан путем изысканий установил, что измерение фигуры человека осуществлялось снизу вверх.

древний Египет, рисунок, методы обучения рисунку

Древнеегипетский канон пропорций

Размеры фигуры человека

По принятому в Египте канону фигура человека имела следующие размеры: высота стопы считалась равной одному пальцу. Расстояние от верхней части колена до лобка равняется четырем пальцам. Лобковая кость делит всю фигуру на две равные части. Пупок располагается на одиннадцатом делении снизу. На двенадцатом — верхний край гребня подвздошной кости. Грудные соски находятся между 14-м и 15-м пальцами, на шестнадцатом делении — кадык. Голова равнялась двум пальцам. На 17-м делении снизу располагается кончик носа; на 18-м — лобные бугры.

Но были и размеры более мелких частей, таких как рот, глаза, нос и т. д. У всех частей тела была точная величина. Исходя их этих правил, художники, как мастера, так и ученики, могли точно изобразить человеческую фигуру, начиная с любого места. Этот канон помогал изображать фигуры больших размеров (колоссов). Могло быть так, что несколько разных художников, работая порознь над разными частями, в итоге получали точно нарисованную фигуру, и не возникало никаких нарушений пропорций. Были даже случаи, когда один художник выполнял правую часть, а другой — левую.

Такие каноны очень восхищали художников из других стран, таких как Древняя Греция. Многие греческие художники, побывавшие в Египте, замечали то, что достоинство местных художников — это пропорции всех частей тела.

Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 2

Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 3

По материалам Н. Н. Ростовцева. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка.


Понравилось? Поделитесь в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 мыслей про “Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 1

  • Ольга

    Добрый вечер, Сергей!
    Хочу сразу предупредить, что если в комментарии я буду что-то добавлять к тому, что Вы изложили в своей статье — не воспринимайте это как придирки или замечания или ещё что-то в этом роде. Возможно, я и не всегда буду права. Просто я на любительском уровне интересуюсь историей искусств, а поговорить об этом не с кем…
    Так что комменты на вашем блоге я для себя рассматриваю, как удачную возможность поговорить на интересующую меня тему)))

      • Ольга

        Да так сразу я и не готова выбрать из всего читанного какие-то подходящие факты… Но наверно хотелось бы отметить период Амарны, когда Эхнатон-реформатор перенес не только столицу государства, не только сломал все религиозные устои, но и очень сильно изменил традиции в искусстве. Живопись при нём стала более «человеческой»: уже не голые схемы, а какие-то проявления эмоций отображались. Взять хоть все изображения его с семьёй. Именно амарнский период оставил человечеству знаменитый бюст Нефертити — жены Эхнатона.

          • Ольга

            И вот как нам повезло видеть это! Ведь реформы Эхнатона и при его жизни не очень-то принимали. А уж после смерти, выстроенный им город сравняли с землей, все изображения и само имя уничтожили. Но кое-что всё же осталось, ещё и прожило тысячелетия!

        • Onegai От автора

          Если вы готовы сделать гостевой пост по теме, как дополнение к уже написанным статьям, то было бы интересно. Если конечно у вас есть время.

  • Ольга

    Итак, древний Египет для меня — это магия, но сейчас обратила внимание на следующее:

    «Такие каноны очень восхищали художников из других стран, таких как Древняя Греция. Многие греческие художники, побывавшие в Египте, замечали то, что достоинство местных художников — это пропорции всех частей тела.»

    И захотелось к этому добавить: греки и сами были не промах в том, что касается соблюдения пропорций))). Они точно также, создавая произведение искусства, производили математические измерения. Они прекрасно владели расчетом пропорции «золотого сечения» не только в архитектуре, но и в изображениях человеческого тела и даже лица!