Альбомомания

Альбомомания. Графика

«Милый старинный обычай заводить альбомы для записей и рисунков друзей и знакомых сохранил для нашего времени не одно любопытное произведение пера крупных поэтов и писателей или карандаша и кисти больших мастеров. Любитель с особым чувством перелистывает пожелтевшие страницы старых альбомов, любуется их переплетами и застежками, всматривается в их записи и рисунки, по почерку пера или линиям карандаша угадывая их. часто анонимного автора и яснее представляя, воссоздавая перед собою обстановку, в которой жил и мыслил былой владелец, или чаще, владелица такого хранителя прошлого» — писал историк и библиограф Б. Л. Модзалевский .

Альбомомания, графика

«Альбомомания» была одной из характерных черт русского быта начала прошлого столетия. Представители разных сословий тогдашнего общества, от «блистательных светских дам» до «уездных барышень» (по выражению А. С. Пушкина), хранили на протяжении всей своей жизни роскошные или скромные альбомы, испещренные автографами, рисунками и стихами своих современников. Вспомним строки из «Евгения Онегина»:

Он занят Ольгою своей.
Летучие листки альбома
Прилежно украшает ей:
То в них рисует сельски виды.
Надгробный камень, храм Киприды,
Или на лире голубка
Пером и красками слегка.
То на листках воспоминанья.
Пониже подписи других.
Он оставляет нежный стих.

Расцветшее к 1820-м годам «альбомное искусство», названное А. А. Сидоровым своеобразным «воплощением и продолжением карамзинского сентиментализма» к началу 1840-х постепенно утрачивает свой дилетантизм, и его содержание теперь базируется на образцах более высокого уровня и мастерства.

«В нынешних альбомах хотят иметь рисунки лучших артистов, почерк известных литераторов, — писал один из мемуаристов того времени П. Л. Яковлев. — Надобно признаться, однако, что прежде альбомы были для себя, а теперь для других. Прежде имели их как памятник друзей, теперь имеют их из тщеславия».

Альбомомания. Графика

Именно в эту пору создается и типичная форма светского альбома с вклеенными или вложенными в него листами, свидетельствующая о нарочитом отборе материалов, составляющих его содержание. Подобный альбом хранится в кабинете редкой книги научной библиотеки Государственного Эрмитажа. На его тисненном золотом бордовом марокеновом переплете золотыми буквами обозначено имя владелицы: «Adele Senkowskj». Он содержит двенадцать листов рисунков. исполненных акварелью и карандашом, один письменный и восемь музыкальных автографов разных авторов6. Отсутствие в нем стихотворных строк, на первый взгляд, кажется невероятным. В самом деле, достаточно вспомнить многочисленные посвящения «В альбом…» прославленных современников А. А. Сенковской — А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. А. Жуковского, Е. А. Баратынского и других, для того чтобы понять, насколько подобного рода материал был характерен для быта той эпохи, как наглядно он отражал вкусы и нравы владелицы альбома А. Сенковской и в какой мере свидетельствовал либо об искренней любви к поэтическому жанру, либо о слепом подражании моде.

В. И. Фёдорова

Добавить комментарий для Ольга Шашкевич Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 комментариев “Альбомомания”

Previous Next
Close
Test Caption
Test Description goes like this