Направления в живописи. 26


Всем привет. Как-то раз я задумался на тем, сколько в живописи имеется разных стилей. Автор каждого стиля (от части или полностью) завоевывал популярность и известность благодаря своему изобретению, а многие и бессмертие. Имена их неразрывно связаны с их техникой. Например, Пикассо — это кубизм, Шишкин — реализм, Рафаэль — классицизм и т. д.

Я начал перебирать в голове направления о которых знаю. Потом полез проверять их в интернет. В Википедии нашелся некоторый список, но он не совсем полный. Да и нет наверное такого уж полного списка направлений. Слишком их много.

Вот, что мне удалось найти:

Направление

Краткое описание (Википедия)

— абстракционизм

(Кандинский, Малевич, Мондриан)

Направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.

— авангардизм

(Прош, Пассмор)

Обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически-боевой форме. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов.

— академизм

(Энгр, Кабанель, Брюллов)

Направление в европейской живописи XVII—XIX вв.еков. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.

— вортицизм

(Бомберг, Дисмор, Эпстайн, Годье-Бжеска)

Течение в изобразительном искусстве начала XX столетия в Англии, близкое к футуризму.

Вортицизм представлял собой исключительно английское культурное явление, английским модернизмом, и в равной степени противостоял как импрессионизму, так и классической художественной традиции. Предтечей вортицистов был английский художник Роджер Фрай (Roger Fry), проложивший им дорогу своими выставками «Моне и пост-импрессионизм» в 1910 году и «Вторая пост-импрессионистская выставка английских, французских и русских художников» в 1912 году.

— гохуа

Термин для обозначения техники и стиля традиционной китайской живописи, в которой используются тушь и водяные краски на шёлке или бумаге.

— импрессионизм

(Мане, Моне, Писсаро, Сислей, Делакруа)

Направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции. Художники стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

— караваджизм

Это стиль европейской живописи эпохи барокко, появившийся в Риме в конце XVI века. Основоположниками стиля считаются Караваджо и его последователи.В караваджизме характерен интерес к натуре, подчёркнутый реализм в изображении предметов. Важная роль уделяется объёму, а именно свету и тени в картине.

— классицизм

(Рафаэль, Микеланджело, Лоррен, Пуссен)

Художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм освобождал человека от религиозно-церковного влияния, утверждая личность как высшую ценность бытия. Русский классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую, но и обогатил ее национальными особенностями.

— клуазонизм

(Бернар, Анкетен, Гоген)

Суть данной системы заключается в том, что все полотно разделяется на несколько плоскостей разного цвета в соответствии с изображаемыми фигурами или предметами. Каждая из этих плоскостей очерчивается причудливо изгибающейся широкой контурной линией, как в эмалях пластинками или в витражах — свинцовыми перегородками (профилем).

— кубизм

(Пикассо, Брака)

Авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

— кубофутуризм

(Малевич, Бурлюк, Гончарова)

Направление в искусстве авангарда в начале ХХ века, в живописи соединившее в себе наработки итальянских футуристов (например, Боччони) и французских кубистов (таких, как Брак).

Кубофутуризм был особенно популярен в русском авангарде, как в живописи, так и в поэзии.

— лучизм

это абстрактное искусство, направление в живописи в русском искусстве 1910-х г. г., основанное на вмещении световых спектров и светопередачи. Основывался также на идее возникновения пространств, форм из «пересечения отраженных лучей различных предметов», так как человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а «сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения». Лучи на полотне передаются с помощью цветных линий. В лучизме работали Михаил Лё-Дантю и другие художники «Ослиного хвоста». Особое развитие лучизм получил в творчестве С. М. Романовича, который колористические идеи лучизма сделал основой «пространственности» красочного слоя фигуративной картины.

— неоимпрессионизм

(Сёра, Синьяк)

Течение в живописи, возникшее во Франции около 1885 г. Его основными представителями были Ж. Сёра и П. Синьяк. Термин ввёл критик Феликс Фенеон в статье для бельгийской газеты «L’art Moderne» («Современное искусство»), чтобы отличать творчество Сёра от импрессионистов. Впоследствии стиль Сёра также получил название «пуантилизм».

— неопластицизм

(Мондриан)

Введённое Питом Мондрианом обозначение направления абстрактного искусства, которое существовало в 1917—1928 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль»). Для «Стиля» характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре («интернациональный стиль» П. Ауда) и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра (П. Мондриан).

— ориентализм

(Энгра, Верещагин, Делакруа, Матисс)

Определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись, исторические и этнографические концепции, и т. д.), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах. К ориентализму, благодаря этнографическим реалиям относят и следование североафриканским образцам (Магриб, к которому принадлежат все североафриканские страны западнее Египта, для арабского мира — Запад, по определению).

— примитивизм

Стиль живописи, зародившийся в XIX веке, вмещавший в себя обдуманное упрощение картины, делающее её формы примитивными, как творчество ребенка или рисунки первобытных времен. По мнению некоторых искусствоведов, понятие наивного искусства не подпадает под термин «Примитивизм», так как первое означает живопись непрофессионалов, второе — стилизованную живопись профессионалов

— постимпрессионизм

(Ван Гог, Гоген, Сезанн)

Направление в изобразительном искусстве. Возникло в 80-х годах XIX века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации.

— пуантилизм

(Синьяк, Писсаро)

Направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта.

— реализм

(Вермеер, Караваджо, Веласкес, Шишкин)

Эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен.

— риджионализм

(Харт, Бентон, Стюарт Карри)

Течение в американской живописи 1930-х годов. Движение обращалось к изображению образов и эпизодов из жизни американского Среднего Запада. Термин часто используется в том же значении, что и американская жанровая живопись, но регионализм является западноамериканским ответвлением этого более общего направления.

— романтизм

(Жерико, Гойа, Делакруа, Тёрнер, Айвазовский)

Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудительности» и отсутствии «движения жизни». В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико.

— сюрреализм

(Дали, Эрнст, Магритт)

Направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

— фовизм

(Матисс, Дерена, Марке, Камуан)

Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на парижской выставке Salon D’Automne 1905 года. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями. Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета.

— футуризм

(Маринетти, Балла, Боччони, Руссоло)

Общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России.

Полное собрание всего списка направлений требует большего времени. Только на одном форуме я нашел список течений периода с 1945 года. Их там много и они мало известны.

Я решил сделать такую табличку со списком известных направлений, чтобы искать было легче. Тем более, что многие даже не слышали о некоторых из них.

Если вы можете что-то добавить или исправить, пишите.


Понравилось? Поделитесь в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

26 мыслей про “Направления в живописи.

    • Onegai

      Я тоже люблю. В голове трудно представить целостный список. Вот и написал его.
      Я тебе там письмо написал.:)

  • Icar

    Направления и стили это хорошо, но чаще всего цепляют не конкретные направления, а отдельные работы. Хотя предпочитают естественно говорить, что нравиться «какой-то» стиль. Мне наверное ближе «Классицизм» …

    • Onegai

      Сейчас не говорят даже о стилях. Сколько я тусовался с художниками, никто свои работы к стилям не относил открыто. Говорят о картинах в основном.

  • Annabelle

    Внесу поправки ;)
    Классицизм — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.
    Рафаэль — один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, он не относится к классицизму, как к направлению в принципе — он жил сильно раньше ;)
    Эпоха Возрождения — начало XIV— последняя четверть XVI веков.
    То, что его наследие породило академизм — да.
    То, что классицизм и его представители очень высоко ценили его искусство — тоже да. \
    Но он не является представителем Классицизма ;)

    • Onegai

      Меня авангардизм не очень цепляет. Абстракционизм как-то ближе… Я раньше реализм не воспринимал, а сейчас помягче стал к нему относиться.

  • Larka555

    Да, классификация — это здорово. Только не пойму, почему в европейский список затесалась китайская Гохуа :) Я бы лучше добавила такие стили:
    1. Дадаизм — модернистское течение, зародившееся во время Первой мировойны в Швейцарии в 1915 г. В 20-е годы слился с сюрреализмом во Франции, а в Германии — с экспрессионизмом. Основные принципы — иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов. Представители — Марсель Дюшан, Макс Эрнст. Даже Пикассо какое-то время интересовался этим направлением искусства.
    2. Модернизм — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины 19 — середины 20 в.в. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников, забракованные жюри официального Салона. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка. Представители — живописцы и графики А. де Тулуз-Лотрек, П. Гоген, художники группы «Наби» во Франции, Э. Мунк в Норвегии, О. Бёрдсли в Великобритании, Ф. Валлоттон в Швейцарии.
    3. Натурализм — поздний этап развития французской реалистической живописи, пришедшийся на 1870-е годы. Натуралистами называли бывших художников-академистов, которые стремились как можно более точно, фотографично запечатлеть современную действительность, в частности, повседневную жизнь крестьянства и рабочего класса. Наиболее передовое, авангардное направление натурализма представлял собой импрессионизм — стремление запечатлеть первое впечатление от действительности с помощью «брызг» основных цветов. По мере того, как импрессионисты получали всё большее признание, интерес к натурализму сходил на нет. Задачи бесстрастного фиксирования реальности, которые ставили перед собой художники этого направления, с успехом выполняла фотография. Представители — Йорис Хофнагель и др.
    4. Супрематизм — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника).
    5. Ташизм — европейская разновидность абстрактного экспрессионизма. Термин был введен в 1950 г. бельгийско-французским художественным критиком М. Сёфором (Seuphor) для обозначения живописной техники группы художников, среди которых главное место занимали немец Вольс (Wols — Вольфганг Шульце), француз Жорж Матьё (Mathieu), испанец Антонио Саура и некоторые др. Метод их работы сводился к импульсивному спонтанному нанесению красок на холст и приближался к тому, что в США в это же время называлось живописью действия (action painting).
    6. Экспрессионизм — в 10-20-х гг. XX века получил наибольшее распространение в Германии и Австрии. Экспрессионизм провозглашал целью искусства не передачу впечатлений от действительности, а пропущенное через личность художника изображение ее трагической и хаотической, враждебной человеку сути. Представители — П. Клее, В. Ван Гог, Э. Мунк, В. Кандинский, Э. Шилле, Э. Л. Кирхнер, М. Бекмар.

  • Оля Раскраскина

    Какой ты молодец — сделал такую умную табличку :). Я вот все хотела поподробнее изучить стили и направления в живописи, да все руки не доходили. Теперь начну копать :). Я наверно тоже не смогу выделить какое то одно направление — мне скорее нравится или не нравится конкретный художник.

  • Татьяна

    Никак не могла вспомнить, как называется направление в живописи, когда рисуют непрофессиональные художники (примитивизм, как оказалось), а вообще, люди, далекие от этого, и нашла Вашу табличку, очень любопытно. Хотя я не являюсь поклонником какого-то определенного направления, а просто нравятся картины разных художников…