Карьера проститутки. Шесть гравюр Уильяма Хогарта 57


В википедии нашел серию гравюр, которая зацепила меня. На ней изображена реальная жизнь. Такая, какая была в те времена. Когда жизнь человека не стоила и гроша.

«Карье́ра проститу́тки» (англ. A Harlot’s Progress) — серия из 6 картин (1731, утрачены) и гравюр (1732) художникаУильяма Хогарта. Эта серия рассказывает и показывает историю жизни и смерти молодой девушки Молл (Мэри) Хэкэбаут, приехавшей в столицу Англии Лондон из маленькой провинции и соблазнившись большими заработками ставшей продажной женщиной. Сначала художник нарисовал третью картину серии, где изобразил проститутку в ее комнате на Друри-лейн, а потом решил, изобразить сцены из ее прошлого и будущего.

История создания

Уильям решил назвать свою героиню в честь героини романа Даниэля Дефо «Молл Флендерс» и печально известной проститутки Кейт Хэкэбаут, которая обвинена в содержании публичного дома и была арестована судьёй сэром Джоном Гонсоном.

Вся серия картин стала очень популярна и вызывала много разговоров. В ней была показана реальная жизнь как она есть. После такого успеха Хогарт решил создать эту серию гравюр, которую в последствии продавал. Всего их было 1240 наборов по 6 гравюр за 1 гинею. На рынке даже появились пиратские копии его гравюр, но он успешно с ними справился.

Самая первая серия картин «Карьера проститутки» сгорели при пожаре в аббатстве Фонтхилл, доме Уильяма Бекфорда в Уилтшире, в 1755 году. Оригинальные пластины уцелели, и были проданы вдовой Хогарта Джейн Джону Бойделлу в 1789; позже они принадлежали Болдуину, Кредоку и Джою в 1818, и затем Генри Бону в 1835. Каждый владелец делал копии гравюр.

1. В ловушке сводницы.

Девушка Молл Хэкэбаут приезжает в Лондон, и отправляется в гостиницу Белл Инн на Чипсайд. Сама картина разделена на две части, добрую и злую. С правой стороны видна старая, осыпающаяся штукатурка гостиницы из которой выходит блудливый кабель полковник Френсис Чартерис и сутенёр Джон Гурлей конкурирующим с содержательницей борделя Элизабет Нидэм (Матушка Нидэм) в покровительстве над Моль-проституткой. Полковник уже предвкушает удовольствия с начинающей проституткой.

В левой части гравюры, прохожие игнорируют разыгравшуюся сцену совращения провинциалки: священнику абсолютно не интересно положение молодой особы, как собственно и остальным прохожим. В этот момент, Матушка Нидэм осматривает Молл как лошадь при покупке заглядывая в интересные места. Намек содержится в гусе, к которому прикреплена записка: «Любимой кузине на Тэмс-стрит в Лондоне» (в оригинале «My lofing cosen in Tems Stret in London»); этот «кузен», возможно, был вербовщиком.

Картина наполнена играми слов и двойными значениями. Вывеска гостиницы (Bell Inn) со звонком может быть отнесена к Belle (фр. Красавица), девушке, приехавшей из небольшого городка, и отчасти повторяет силуэты двух дам. Ножницы и игольник, висящий на руке Молл, говорят, что она — швея; мертвый гусь — доверчивость Молл. Падающая груда кастрюль символизирует «падение» Молл.

2. Ссора с евреем-покровителем

На второй гравюре Молл уже содержанка и любовница состоятельного еврея-торговца. У нее имеется богатый гардероб и мальчик-слуга из Вест-Индии, молодая служанка и обезьянка. Они предоставлены ей богатым евреем. Квартира ее украшена картинами, иллюстрирующими ее противоречивое сомнительное положение. Она опрокидывает стол, чтобы отвлечь внимание покровителя, в этот момент служанка помогает сбежать другому любовнику.

3. Арест

По прошествии времени Молл из содержанки стала обычной грязной проституткой. Ее служанка теперь старая, больная сифилисом баба. Её кровать пожалуй единственный главный предмет мебели, а поза, которую приняла кошка показывает настоящее положение Молл. Шляпа ведьмы и пруты березы на стене предлагают, что она не брезгует садомазахизмом. Портреты её героев находятся на стене: преступник Мачете (Macheath) из «Оперы нищих» и государственный деятель Уильям Сачеверелл; над их портретами стоят 2 склянки с лекарствами от сифилиса. Коробка из-под парика, что над кроватью, принадлежит бандиту Джеймсу Далтону (повешен 11 мая 1730), намекает на сексуальную связь Молл с преступником. Судья сэр Джон Гонсон с тремя вооружёнными помощниками шерифа входит, чтобы арестовать Молл за её действия. Моль хвастается новыми часами и выставляет свою левую грудь на обозрение. Но Гонсона, не смотрит на нее, уставлен на шляпу или парик, висящие на стене.

4. Сцена в Брайдвелле

Бедная Молл теперь в тюрьме Брайдвелл. Она отбивает пеньку для петель палача, а тюремщик подстегивает ее к усердной работе. Служанка довольна тем, что жена тюремщика отбирает у Молл хорошее платье, да и служанка, по ходу, носит обувь Молл. Заключенные идут слева направо в порядке уменьшения благосостояния: человек, который привёл с собой собаку — шулер, дополнительная карта которого выпала; женщина; ребёнок, возможно, страдающий синдромом Дауна, и беременная африканская женщина, которая, возможно, забеременела, когда уже была подвержена судебному преследованию, поскольку беременные женщины не могли быть казнены или сосланы. Слева на позорном столбе написано: «Лучше работать, чем так стоять.» Человек, привязанный к столбу, очевидно, был лентяем. Да, суровое время, суровый мир.

5. Умирает, пока доктора спорят

Молл присмерти от сифилиса. Доктор Ричард Рок слева и доктор Джин Мизобин справа спорят о своих медицинских методах, а если точнее о том у кого длиннее. Женщина, возможно сводница Молл и возможно домовладелица, осматривает имущество Молл, чтобы выбрать себе пригодное, в то время как горничная Молл пытается остановить грабеж. Делят шкуру еще не убитого медведя. Сын Молл сидит у огня, может он тоже болен болезнью матери. Баночки с болеутоляющими валяются разбитые на полу. Одежда тянет Молл к полу, как если бы привидения тащили её в загробную жизнь.

6. Похороны

Конец. Молл уже на том свете. Запись на крышке гроба свидетельствует, что она скончалась в возрасте 23 лет 2 сентября 1731. Совсем еще молодая была. Это печально.

Пастор проливает свою выпивку, поскольку он держит руку под юбкой девчонки сидящей рядом с ним — она выглядит довольной. Сын несчастной Молл беспечно играет, а сводница Молл насвинячилась в дрызг. Носящая траур проститутка крадёт носовой платок её утешителя. Другая проститутка показывает свой больной палец товарке-шлюхе, в то время как ещё одна женщина прихорашивается у зеркала, даже при том, что на её лбу видна сифилитическая язва. Только служанка Молл занимается уходом за телом. Гроб превратился в барную стоюку. Дом, в котором стоит находится гроб с телом Молл, имеет иронический герб на стене, изображающий шеврон с тремя затычками, символизируя «пролитие» пастора, пролившийся бренди и последний выдох Молл.

Вскоре Хогарт издал вторую серию сатирических и моралистических картин «Карьера мота», за которое несколько лет спустя последовала серия «Модный брак».

В конце стоит задуматься, а что изменилось сейчас?

P. S. на картинки можно нажимать, они развернуться в полный размер


Понравилось? Поделитесь в социальных сетях:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

57 мыслей про “Карьера проститутки. Шесть гравюр Уильяма Хогарта

  • Мария

    Я смотрела исторический фильм режиссера Джастина Харди «Карьера продажной женщины» (A Harlot’s Progress), где разыграны сюжеты шести знаменитых картин Уильяма Хогарта. Рекомендую посмотреть, он о жизни художника.

    Кстати, твои графики чем-то напоминают гравюры Хогарта.

    • Onegai

      Оля, я предполагаю, что цветными были первые картины.
      Еще черно-белое в некотором роде легче делать. Цвет не отвлекает и поэтому думаешь о форме и деталх больше. :)

  • Icar

    Было бы интересно посмотреть на такие зарисовки в соответсвии с современным миром. Насколько изменилось бы видение этих картин. Как вы думаете, что бы вышло?

    • Onegai От автора

      Думаю было бы более реально. Все-таки художник здесь придерживался некой цензуры. Сейчас было бы все более открыто (возможно), ну смотря кто бы взялся за работу. Не исключено, что были бы сцены самого процесса. Хотя кто знает.

      • Icar

        И эту акцию или открытую галерею опять бы большинство не поняло, «фи"-кало бы в газетах. Потому что не умеют отделять порнографию от искусства.

        • Onegai От автора

          Скорей всего так и было бы) Но мне кажется в наше время интернета люди немного больше просвещены в плане искусства.

  • Даринка

    Да, печальная история… вот что значит «соблазниться большим зароботком» … сколько девушек от этого пострадало что тогда, что сейчас… =(

  • Виктория

    Грустный картинный рассказ. Каждую гравюры нужно долго рассматривать, чтобы увидеть все детали и понять смысл. Я в этом деле не искушенный ценитель, поэтому спасибо за детализацию. :)

    Но все же ужасно, что до сих пор эти гравюры «живы» в человеческом обществе. :(

  • sherhan

    Блин, как-то очень грустно получилось… но ведь у них бывает и не только «крышка гроба», иногда везет, и бывает «кабриолет»…

    • Onegai

      Ну почему же? :) Вполне бывает. Какой-то богатенкий хочет постоянного внимания. Сейчас содержанки тоже не редкость…

    • despero

      Ошибочное утверждение, знаю одну такую особу) кабриолета конечно нету, но есть в некотором роде устроившаяся жизнь, даже как-то по телику на каком то трейтесортном канале светилась, а по приезду в столицу поскольку в голове вата и проффесии никакой вполне успешно снималась по ночным клубам))) тут наверное все от везения зависит.

  • Галина

    Не люблю смотреть реальность такой жизни, даже если картины прекрасно написаны. Потом на душе долго тяжесть таскаю. Никогда бы не приобрела подобный шедевр.

    • Onegai От автора

      Мы стали такие впечатлительные. Нужно как-то отстраняться от негативных вещей. Если это происходит не снами, то и не надо переживать. За всех ненапереживаешься.

  • madonna4ka

    Я себя не представляю если бы я жила в то время, ужас как там всё было. Но хотя даже и тогда было что — то хорошее.

    • Onegai

      Тогда пресса была в зачаточном состоянии. Можно было творить все, что угодно не боясь, что информация попадет в массы. Сейчас кстати не на много лучше.

      • Юлия Риа

        «Сейчас кстати не на много лучше.» Согласна с этим!

        А насчёт прошлой жизни. Хорошо, что они не знали, что можно жить свободным (хотя б так, как у нас в России, хоть это не совсем свобода). Ко всему привыкаешь… Например, мне ужасно смотреть или читать про то, как люди жили в Ленинграде во время блокады. Ужас. Я думаю, я бы так не смогла, лучше умереть. Но люди как-то терпели и выживали… :-(

  • Надюша

    Вчера смотрела фильм Распутник с Джонни Деппом в главной роли. Фильм уже старенький, но как-то он мимо меня прошёл, раньше не видела его. Там показаны времена расцвета пьянства, проституции и театра. Эти гравюры напомнили сюжеты из фильма…

    • Onegai

      О, а я тоже его не видел. Теперь у меня два фильма на просмотр.

      Кстати я что-то тебя в аське давно не вижу.

  • Маргарита

    Тоже, как книгу прочитала. И в наше время все это есть… раньше хотелось отстраняться, а теперь какие-то другие чувства вызывает…